Сравниваем мобильные платёжные системы Apple Pay и Google Pay, рассказываем о влиянии систем на бизнес и приводим немного статистики.
По результатам опроса Mastercard за 2016 год в странах Европы, Африки и Ближнего Востока, более 90% пользователей расплачиваются с помощью смартфона. По словам главы «Mastercard» в России, 58% опрошенных предпочитают телефон другим устройствам.
Первая тысяча пользователей подключилась к Apple Pay всего за полчаса, заявляют представители Альфа-Банка. По словам представителя «Тинькофф банка», за первые две недели было активировано почти 53 000 карт и проведено транзакций через Apple Pay на сумму более 145 миллионов рублей. Сбербанк за первые две недели подключил 125 000 пользователей, которые провели транзакций на 120 миллионов рублей.
Если поначалу многие используют Apple Pay и Google Pay для небольших транзакций, чтобы протестировать сервис, то постепенно количество транзакций и частота использования растёт. Благодаря наблюдениям, можно сделать вывод, что когда предприятия и операторы предоставляют клиентам возможность оплаты через мобильные платёжные приложения, увеличивается не только количество мобильных транзакций, но и суммы платежей. Когда клиент расплачивается картой, он меньше ощущает, что тратит реальные деньги, поэтому расстаётся с деньгами легче. При оплате телефоном, подсознательно чувство траты денег вообще теряется. Поэтому траты больше, прибыть выше.
Удобство сервиса бесконтактной оплаты увеличивает количество совершаемых клиентом операций и позволяет компаниям увеличивать прибыль. Оплата через мобильные устройства позволяет сократить очереди на кассах, что является преимуществом для торговых сетей. Чем меньше времени проходит с момента, как пользователь захотел что-то купить до момента завершения покупки, тем выше вероятность её успеха.
Банки, которые не будут развивать бесконтактные платежи, могут проиграть в будущем, поскольку станут терять клиентов. По мнению представителей Сбербанка и «ВТБ 24», Apple Pay и Google Pay позволят стать ближе к отказу от наличных. В перспективе для банков - экономия на выпуске пластика, и возможность, по сути, моментальной доставки карты клиентам.
Облегчение процесса оплаты будет способствовать не только более широкому распространению поддержки платёжных систем Apple Pay и Google Pay, но и росту популярности автоплатежей.
Apple Pay и Google Pay являются удобными и быстрыми способами, позволяющими пользователям совершать покупки в магазинах или онлайн. Обе системы работают по схожему принципу: в соответствующее приложение необходимо привязать банковскую карту, отсканировав её с помощью камеры или введя данные вручную. Оплата производится путём поднесения телефона к платёжному терминалу.
У платёжных систем Apple Pay и Google Pay общая цель – обеспечение пользователю бесконтактной оплаты с помощью гаджета, но работают они при этом по-разному.
Что касается предоставления цифрового контента, существуют некоторые различия между Apple Wallet и Google Pay. Рассмотрим все функции:
На картах обеих систем могут отображаться полезные и персонализированные ссылки, URL-адреса, карты и номера телефонов. На iOS и Android ссылки отображаются по-разному.
Apple Wallet и Google Pay поддерживают 1D и 2D штрих-коды.
Обе системы могут предоставлять пользователю персонализированный динамический контент.
Apple Wallet и Google Pay поддерживают взаимодействие в реальном времени. Например, мгновенно обновляют статус по мере накопления бонусов.
Безопасность транзакций в обеих системах гарантируется паролем или сенсорным идентификатором, а также формированием специального цифрового кода (токена), который используется во время оплаты вместо данных банковской карты. Таким образом, личные данные клиента защищены.
Apple Wallet является предустановленным приложением на устройствах Apple, которое нельзя удалить. Это значит, что на всех iPhone начиная с iPhone 3GS есть Apple Wallet.
Совершить покупки с помощью Apple Pay и Google Pay можно в местах с терминалами, поддерживающими бесконтактную оплату. По словам представителей «Visa», согласно статистике NFC поддерживает каждый десятый терминал в России.
Компания Google объявила о начале работы сервиса Google Pay на десктопах и мобильных устройствах на платформе iOS. В компании сообщили, что в браузерах Chrome, Safari и Firefox можно будет расплачиваться онлайн с помощью Google Pay. А также производить платежи смартфонами на платформе iOS на терминалах с бесконтактной оплатой.
Согласно данным сайта Apple, Россия обогнала страны Европы по количеству подключенных к системе Apple Pay банков и платёжных систем. А по словам представителей Mastercard и Банка России находится на первом месте в мире по числу безналичных платежей при помощи Apple Pay. Также неоднократно сообщалось, что Россия оказалась подготовлена к Apple Pay лучше США. При том, что в Россию сервис пришёл осенью 2016 года, а в Штаты на два года раньше.
По сообщению аналитической компании Loup Ventures за 2017 год количество пользователей платёжного сервиса Apple Pay выросло в два раза. В 2016 году количество пользователей сервиса составляло 62 миллиона, а в 2017 году увеличилось до 127 миллионов. При этом в Loup Ventures отмечают, что Apple Pay используют только 16% от всех обладателей iPhone.
В России Apple Pay поддерживается в большинстве магазинов и заведений, а также в приложениях. Удобства и популярности сервису добавляет возможность расплачиваться не только смартфоном, но и часами. А с приходом iOS 11 в Apple появились платежи между пользователями Apple Pay, что позволяет пересылать деньги через сообщения iMessage. Для подтверждения платежа достаточно отпечатка пальца. В России такой способ пока не доступен.
Представители Apple не раскрывают точное число пользователей сервиса, но вице-президент Apple Pay Дженнифер Бейли заявляла о десятках миллионов пользователей по всему миру.
Что касается Google - сервис имеет миллиарды пользователей и сотни миллионов задействованных карт. По состоянию на начало 2018 года сервис доступен в США, Великобритании, Ирландии, Польше, Сингапуре, Австралии, Гонконге, Бельгии, Японии, России, Украине и Новой Зеландии.
По данным Центробанка, за 2016-2017 годы в России увеличилось количество платежей посредством смартфонов поддерживающих NFC. Распространённость Apple Pay и Google Pay вызвала снижение популярности снятия наличных средств в банкоматах.